Помнится мне, что в школе я не очень любила работать с контурными картами по истории и географии. Сейчас то я понимаю - дело было в том, что нам толком не объясняли и не учили как с ними работать, а сами мы во всем разобраться не могли. Когда я пришла работать в школу, мне дали 8-е классы, которые уже овладели этими навыками, а вот в этом году пятиклашек приходится учить мне. В рабочих тетрадях у детей есть задания к примитивным контурным картам, но я считаю, что для 5-го класса их достаточно, поэтому отдельно атласов с контурными картами у нас нет. Но я планирую практиковать такой вариант: по мере необходимости давать индивидуальные задания на распечатанных картах (скачать можно
здесь).
1. На контурной карте записывайте задание, данное учителем.
2. При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.
3. Работайте цветными карандашами. Территории закрашивайте ровными, бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и подписи.
4. Перед началом работы продумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете названия государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.
5. Выбранные обозначения укажите в условных знаках — специально отведенном для этого месте.
6. Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначьте их цифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.
7. Объекты нужно наносить на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.
8. Помни, что важна аккуратность.
Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения,
о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях
в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.
Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи – важнейшее событие.
Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.