Вчера я выступала на семинаре для социальных педагогов города, организованном на базе МБОУ СОШ №101 центром диагностики и консультирования "Детство". Публикую мое выступление на тему "Опыт МБОУ СОШ №89 по формированию правовых знаний учащихся как одной из форм профилактики безнадзорности и правонарушений".
Я не буду
утомлять вас теорией и говорить о том, насколько важно формировать правовые
знания учащихся с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. Это и так
понятно. Я расскажу о том, как мы эти знания формируем.
Формирование
правовой культуры в нашей школе является одним из приоритетных направлений в
воспитательной работе, так как для развития этого направления сложились
определенные условия. Самое главное – достаточно большое методическое
объединение учителей истории обществознания (нас 6 человек). К тому же есть в
школе и просто заинтересованные в этом педагоги.
Уже в рамках
уроков обществознания (начиная с 6 класса) теме социальных, моральных и
правовых норм уделяется большое значение. Учителя стараются задействовать
современные образовательные технологии при изучении данных тем для лучшего
усвоения их учащимися. Дискуссии, диспуты, разработка и защита проектных работ
– неотъемлемая часть занятий, на которых закладываются основы правовой
культуры. Например, в прошлом учебной году учащиеся 9 класса в качестве
проектной работы подготовили для 3-4 классов несколько юмористических сценок
под общим названием «Не бывает прав без обязанностей», в которых они пояснили
некоторые статьи второй главы Конституции РФ («Права и свободы человека»). Тем
самым они и сами закрепили материал, отработали его на практике и просветили
малышей.
Конечно,
формирование правовых знаний учащихся не ограничивается уроками обществознания.
Регулярно публикуются материалы на правовую тематику в доступных нам средствах
массовой информации – на школьном сайте и в школьной газете «Большая перемена»
(начиная с разъяснения основных положений законов, заканчивая практическими
советами для учащихся, например, как вести себя с сотрудниками полиции при
задержании). Но все мы знаем, что наши дети значительное количество времени
проводят в социальных сетях, поэтому этот ресурс мы тоже используем. На
публичной странице школы учащимся даются развивающие задания, разворачиваются
дискуссии, проводятся опросы, в которых они охотно участвуют.
Опять же с
помощью методического объединения учителей истории и обществознания активно
проходит тематическая неделя «Подросток и закон». В рамках этой недели прошла
пресс-конференция «Защита прав детей в Краснодарском крае», на которой в
качестве интервьюируемых экспертов и журналистов выступали сами учащиеся. Так
же старшеклассниками был проведен опрос среди учащихся среднего и старшего
звена, в котором были выявлены основные вопросы по правовому статусу
подростков, интересующие детей. В течение весенних каникул инициативная группа
учащихся с помощью Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Семейного
кодекса РФ и других документов составила ответы на эти вопросы и разместила их
на стенде «Забота о детях».
Уже традиционной
стала акция «Закон на защите детства», проводимая накануне летних каникул.
Целью этой акции является профилактика нарушения Закона Краснодарского края
№1539-КЗ. В этом году акцию организовали учащиеся, пребывающие в лагере труда и
отдыха на базе школы. И коснулась она не только учащихся школы, но и жителей
микрорайона «Юбилейный». Дети раздавали листовки с напоминанием о действии
закона, расклеивали их на досках объявлений и проводили социологический опрос
среди детей и родителей.
Традиционной
формой правового воспитания являются регулярные лекции, беседы сотрудников
прокуратуры и полиции с учащимися. А, например, старший прокурор кассационного
отдела прокуратуры Краснодарского края Украинова Ирина Сергеевна согласилась с
нами поиграть в игру «Сто вопросов взрослому». Вопросы придумывали заранее, и
на ходу. Получилось очень живо и интересно.
Ну и в этом году
ставку в правовом воспитании мы делаем на учащихся младшего и среднего звена.
Проводим анкетирования, тренинги, игры, развивающие занятия, формирующие активную
гражданскую позицию, правовую культуру, умение высказывать и отстаивать свое
мнение.
О
результативности работы в данном направлении говорит отсутствие преступлений,
совершенных учащимися школы за последние 2 года и снижение количества
нарушивших закон Краснодарского края №1539-КЗ. А также успешное выступление наших учащихся в краевом конкурсе "Я выбираю ответственность", в брейн-ринге по избирательному праву и других конкурсах.
И когда ты только все успеваешь?
ОтветитьУдалитьна самом деле, к сожалению, не все успеваю:( вот этот семинар например был в ущерб моим урокам...
Удалитьочень активные в вашей школе учителя истории и обществознания!!! может есть идеи по формированию правовых знаний у первоклассников?
ОтветитьУдалитьМогу посоветовать использовать методику правового воспитания учащихся начальных классов через примеры из сказок. В ближайшее время постараюсь разметить здесь подборку материалов по этой теме.
УдалитьПривет всем, я Адрик Вадим, живу в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как господин Беньямин помог мне с ссудой в 15 000 000,00 рублей на начало доставки еды и напитков после того, как у меня есть работа несколько отелей здесь, в кургане, просто чтобы заработать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но я благодарю Бога за то, что теперь я работаю самостоятельно, и на моем попечении работают 5 человек. Если вы ищете финансовой свободы, я посоветую вам связаться с г-ном Бенджамином, отправив это электронное письмо ниже и укажите номер приложения. 247officedept@gmail.com + 1-989-394-3740
ОтветитьУдалить