понедельник, 2 ноября 2015 г.

Российское движение школьников: возвращение пионеров?

29 октября 2015 года наш президент В.В. Путин подписал указ №536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". Организация создана "в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей". Учредителем организации назначено Федеральное агентство по делам молодежи. Высшим органом управления является съезд, который созывается по решению координационного совета "Российского движения школьников". Руководство координационным советом осуществляет председатель и два сопредседателя, избираемые съездом сроком на три года. До 31 марта 2016 планируется определить список имущества, которое будет передано новой организации от Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по делам молодежи. А также в бюджет на будущий год необходимо включить субсидии, которые будут выделены "Российскому движению школьников".
Ничего не напоминает? Единые учебники, нормы ГТО, общественно-государственная детско-юношеская организация... Всё новое - это хорошо забытое старое. ХОРОШО забытое. Идеи то замечательные, но условия для их реализации не продуманы. Вот на примере новой концепции исторического образования могу сказать, что на бумаге написали, а на деле ничего не подготовили. Учебников нет, программ нет, зато есть указание срочно всем перейти на новую линейку. И если с 5 класса еще можно выкрутиться, то как это сделать в 6-8 классах не совсем понятно. По мне, так это и не имеет смысла. В прошлом году я проводила бессонные ночи, чтобы составить программы по истории, обществознанию и кубановедению на ступень с 5 по 9 класс в соответствии с ФГОС, наивно полагая, что в ближайшие 5 лет я буду пользоваться плодами своего труда. И всё зря. 
Нет, я не говорю, что "новые пионеры" - это бредовая затея. Когда я пошла учиться в школу, пионеров уже не существовало, но один класс в нашей школе по инициативе классного руководителя продолжал традиции пионерской организации, в том числе ребята носили красные галстуки. И мы так им завидовали, нам тоже хотелось. Благодаря увлечённым и не заваленным бумагами педагогам в нашей школе была отличная волонтёрская организация, мероприятий проводилось стоооолько, что нынешним детям и не снилось. И это не смотря на то, что учителям не платили зарплату, по нескольку месяцев они бастовали (я училась в Омске). В общем у меня на самом деле сформирован очень положительный образ советской пионерии.
Но с этим "движением школьников" очень много вопросов у меня возникает... Как думаете, кто в итоге будет изощряться и придумывать как всё это организовать? Какой эта организация должна быть по форме и по содержанию? Участие в ней будет добровольным или принудительным? Что мы можем предложить нашим детям в качестве убедительного аргумента вступить в такую организацию? Сейчас во всех краснодарских школах есть Штаб воспитательной работы, структурным подразделением которого является Совет профилактики. Кроме того, ШВР курирует деятельность Совета старшеклассников, Службы примирения, Клуба интернациональной дружбы, кружков и секций, волонтёрского отряда, агитбригад и т.д. и т.п. С появлением "движения школьников", что будет со всем этими ученическими объединениями? Это будет еще одно или оно объединит их всех? 
Как вы считаете, что из этого получится?

P.S.: а вот тут и тут немного юмора на эту тему. 

9 комментариев:

  1. А для кого-то это и не забытое вовсе :) Сейчас вспомним все пионерские дела :)
    Даже не сомневаюсь, на кого этот груз ляжет. Ученическое объединение реорганизуют или всех назовут новым движением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Ну я предполагаю тот же вариант развития событий) Посмотрим.. Главное, чтобы это не превратилось в очередной бумажный отчет и только.

      Удалить
  2. Добрый день, Юлия Александровна! Мне самой посчастливилось быть пионеркой. Это лучшие годы в моей жизни. В тот год, когда я должна была стать комсомолкой, всё дружно отменили и .... началось. В годы пустоты, шатания по дворам и выпивания втихомолку на лавках меня спас только спорт, в который, считая себя (как и все мои сверстники тех лет) никому не нужной, я окунулась с головой. По мне, так пионерия- это здорово! НО! в советской школе организацией всех пионерских дел занимались вожатые, председатели отрядов выполняли функцию чуть ли не завучей по воспитательной работе в классе (сравним с сегодняшним понятием старосты класса, который по сути отвечает только за.... а за что он отвечает????) В современной школе нет специалистов, которые могли бы возродить пионерское (пусть оно сейчас и по-другому называется) движение. Согласна с Вами, Юлия Александровна: всё это перерастёт в бумажные отписки. В любом деле важна цель. Если в советское время целью было стать после пионеров комсомольцем, затем коммунистом (а это реальная дорога в жизнь ), то сейчас, боюсь, целей нет, а нет реальной цели- нет и желания, нет и результата. Надеюсь, хотя бы чуть-чуть, что вышестоящие это понимают, и прежде чем ввести это в школах, позаботятся о специалистах и продумают ступени развития ребёнка в этом движении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина Владимировна, Ваши мысли очень созвучны моим. Нет сейчас того сознания в обществе, прежде всего у взрослых, чтобы поддержать и направить в правильное русло детей. Мы возродили тимуровское движение,не первый год оказываем помощь, а вот некоторым это смешно и кажется глупой затеей...

      Удалить
    2. Здравствуйте, Валентина Владимировна и Анна Борисовна! Согласна с Вами полностью! В обсуждениях к этому указу чиновники, конечно, высказали мысль, что таким образом со школьной скамьи мы будем растить кадры для управления государством, что эта организация будет играть роль социального лифта. Но пока всё это представляется очень смутным. И ни педагоги, ни дети, ни общество, кажется не готовы к этому. Вот к слову о тимуровском движении: мне тут рассказали случай, как тимуровцы с учителем пришли к ветерану оказать помощь, а он их не впустил и даже вызвал полицию, подумав, что они мошенники и хотят его обокрасть.
      Подождем до весны, посмотрим.

      Удалить
  3. Добрый вечер, Юлия Александровна! Отчасти согласна с Валентиной Владимировной - да, нужен вектор движения, но кроме перспективы - каким содержанием будет наполнено это движение? Какие идеи будут вдохновлять детей (и педагогов)?
    Очень много имитации у нас в обществе - на всех уровнях, во всех областях человеческой деятельности...и необходимость этой "имитации", те силы, которые мы вкладываем в неё, отвлекают от настоящей живой работы.
    Время покажет - насколько обоснованы наши опасения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Вот и я о том же - какая объединяющая идеология то? "Система ценностей, присущая российскому обществу" не совсем понятна нашим детям, и действительно, как сказала Валентина Владимировна, целей на перспективу то нет. Зачем им всё это надо... И да, нам еще одна лишняя "имитация" не нужна, тогда уж точно не останется времени на детей.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Юлия Александровна!
    Я ещё помню и горжусь, как меня принимали в пионеры! ВОзле памятной доски Володи Головатому, в первых рядах, только 5 человек от класса... Мне жалко, что пионерия развалилась. Но вот закрадывается вопрос - а получится ли сейчас..?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Практически все ностальгируют по пионерским временам, но действительно не понятно, что из этого получится в современных реалиях...

      Удалить