четверг, 20 сентября 2018 г.

Критерии оценивания ответов и работ учащихся

Для  контроля  и  оценки  знаний  и  умений  по  предметным  областям: "История" (предметы: История 5-9 класс, История (история России) 10-11 класс,  История  (всеобщая  история)  10-11  класс   и  "Обществознание" (предметы: Обществознание 5-11 класс, Экономика 10-11 класс, Право 10-11 класс)  используются  индивидуальная  и  фронтальная  устные  проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой  затратой  времени,  а  также  самостоятельные  работы  учащихся  с заданиями, требующими развернутого ответа, и контрольные работы по теме.
Фронтальный  опрос проводится  как  беседа-диалог,  в  котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.  Поскольку  основная  цель  таких  контрольных  бесед  –  проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение  сопоставить  факты,  выбрать  альтернативу,  сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Понятийный  опрос  предполагает  проверку  понятийных  знаний учащихся по данному курсу, умения не только дать определение понятия, но и проиллюстрировать его конкретным примером из жизни.
Индивидуальный  устный  опрос также  имеет  свои  специфические особенности на уроках по предмету данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта  или  явления  социального  мира,  раскрывающее  их  существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность  изложения,  передача  своего  отношения  к  описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста  учебника,  не  повторить  его  дословно,  а  высказать  мысль  своими словами,  привести  собственные  примеры  из  жизненного  опыта.  Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ-рассуждение  проверяет  умение  учащегося  самостоятельно обобщить  полученные  знания,  правильно  установить  причинно-следственные,  пространственные  и  временные  связи,  использовать приобретенные  знания  в  нестандартной  ситуации  с  применением  схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития  школьника,  сформированности  логического  мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При  письменной проверке знаний используются тестовые задания по модели ОГЭ (в 5-9 классах), ЕГЭ (в 10-11 классах) (по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и  др).  Тестовые  задания  создают  основу  самостоятельных  и  контрольных работы.  Кроме  тестов  применяются  индивидуальные  карточки,  задания  в которых требуют не только краткого, но и полного, обстоятельного ответа на вопрос,  с  учетом  возможности  письменной  речи.  В  индивидуальных карточках  обучающимся  предлагаются  также  таблицы,  схемы,  диаграммы. Эти задания строятся как дифференцированные, что позволяет проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей. При  тестировании все  верные  ответы  берутся  за  100%,  тогда  отметка выставляется в соответствии с таблицей:
90% и более отлично, "5"
75-89%% хорошо, "4"
51-74%% удовлетворительно, "3"
менее 50% неудовлетворительно, "2"
Тестовые работ по выполнению текущего контроля предлагается ученикам в  нескольких  вариантах  из  заданий  разного  вида,  соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.
1. Задания с выбором ответов.
2. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
3. Задания на соответствие.
4. Задания на установление взаимосвязей.
5. Заполнение сравнительных таблиц.
6. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
7. Задания с использованием рисунков и схем.

Интересным  примером  письменной  формы  контроля сформированности представлений о социальном мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание  определения  основных  понятий,  исторических  дат  и событий, 
2) неумение выделить в ответе главное;
3) неумение  применять  знания  для  решения  задач  и  объяснения явлений;
4) неумение делать выводы и обобщения;
5) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
6) неумение  пользоваться  документами,  первоисточниками, учебником и справочниками;
7) нарушение техники безопасности;
8) небрежное отношение к учебным материалам.
Недочетами являются:
1) нерациональные  приемы  вычислений  и  преобразований, выполнения наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
– нарушение  последовательности  в  описании  объекта  (явления)  в  тех случаях, когда она является существенной;
– неправильное  раскрытие  (в  рассказе-рассуждении)  причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
– ошибки  в  сравнении  объектов,  их  классификации  на  группы  по существенным признакам;
– незнание  фактического  материала,  неумение  привести  самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
– отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;  не  умение  подтвердить  свой  ответ  схемой,  рисунком, иллюстративным материалом;
– неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
– преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
– неточности  при  выполнении  рисунков,  схем,  таблиц,  не  влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
– отдельные  нарушения  последовательности  операций  при  проведении эксперимента, не приводящие к неправильному результату;
– неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой отметки.
«5» («отлично»)– уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:  отсутствие  ошибок,  как  по  текущему,  так  и  по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4»  («хорошо») –  уровень  выполнения  требований  выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность  раскрытия  вопроса;  самостоятельность  суждений,  отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов  по  текущему  учебному  материалу;  не  более  2  ошибок  или  4 недочетов  по  пройденному  материалу;  незначительные  нарушения  логики изложения  материала;  использование  нерациональных  приемов  решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3»  («удовлетворительно») –  достаточный  минимальный  уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок  ли  не  более  8  недочетов  по  пройденному  учебному  материалу; отдельные  нарушения  логики  изложения  материала;  неполнота  раскрытия вопроса.
«2»  («плохо») –  уровень  выполнения  требований  ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;  более  5  ошибок  или  более  8  недочетов  по  пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,    нераскрытость обсуждаемого вопроса,  отсутствие  аргументации  либо  ошибочность  ее  основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика  результатов  учебного труда  школьников.  Эта  форма  оценочного  суждения  позволяет  раскрыть перед  учеником  динамику  результатов  его  учебной  деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки  являются  ее  содержательность,  анализ  работы  школьника,  четкая фиксация  успешных  результатов  и  раскрытие  причин  неудач.  Причем  эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное  суждение  сопровождает  любую  отметку  в  качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Критерии и нормы устного ответа по истории, обществознанию, экономике и праву
Оценка «5»ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного  материала;  полное  понимание  сущности  рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет  составить  полный  и  правильный  ответ  на  основе изученного  материала;  выделять  главные  положения,  самостоятельно подтверждать  ответ  конкретными  примерами,  фактами;  самостоятельно  и аргументировано  делать  анализ,  обобщать,  выводы.  Устанавливает межпредметные  (на  основе  ранее  приобретенных  знаний)  и
внутрипредметные  связи,  творчески  применяет  полученные  знания  в незнакомой  ситуации.  Последовательно,  четко,  связно,  обоснованно  и безошибочно  излагает  учебный  материал:  дает  ответ  в  логической последовательности  с  использованием  принятой  терминологии;  делает собственные  выводы;  формирует  точное  определение  и  истолкование основных  понятий;  при  ответе  не  повторяет  дословно  текст  учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на  дополнительные  вопросы  учителя.  Самостоятельно  и  рационально использует  наглядные  пособия,  справочные  материалы,  учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно,  уверенно  и  безошибочно   применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4»ставится, если ученик:
1. Показывает  знания  всего  изученного  программного  материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные  ошибки  и  недочеты  при  воспроизведении  изученного материала,  определения  понятий,  неточности  при  использовании  научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или  не  более  двух  недочетов  и  может  их  исправить  самостоятельно  при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;  на  основании  фактов  и  примеров  обобщать,  делать  выводы, устанавливать внутрипредметные связи.  Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не  обладает  достаточным  навыком  работы  со  справочной литературой,  учебником,  первоисточниками  (правильно  ориентируется,  но работает  медленно).  Допускает  негрубые  нарушения  правил  оформления письменных работ.
Оценка «3»ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в  усвоении  материала,  не  препятствующие  дальнейшему  усвоению программного  материала;  материал  излагает  несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и  умений;  выводы  и  обобщения  аргументирует  слабо,  допускает  в  них ошибки.
3. Допустил  ошибки  и  неточности  в  использовании  научной терминологии,  определения  понятий  дал  недостаточно  четкие;  не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных  явлений  на  основе  теорий,  или  в  подтверждении  конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит  содержание  текста  учебника,  но  недостаточно  понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает  недостаточное  понимание  отдельных  положений при  воспроизведении  текста  учебника  (записей,  первоисточников)  или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2»ставится, если ученик:
1. Не  усвоил  и  не  раскрыл  основное  содержание  материала;  не делает выводов и обобщений.
2. Не  знает  и  не  понимает  значительную  или  основную  часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При  ответе  (на  один  вопрос)  допускает  более  двух  грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте по истории выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе. 
Правила работы по карте для учащихся.
1. Подберите  материалы  для  выполнения  задания  на  карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
3. Правильно  подпишите  географические  и  исторические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно  северной  рамки  карты;  названия  рек  подписывают  по течению  реки:  от  истока  к  устью,  надписи  не  должны  перекрывать
контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 
4. Чтобы  не  перегружать  контурную  карту,  мелкие  объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»). 
5. При нанесении на контурную карту исторических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). 
6. Названия исторических объектов старайтесь писать вдоль параллелей  или  меридианов,  это  поможет  оформить  карту  более аккуратно (требование выполнять обязательно). 
7. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
8. Географические  и  исторические  названия  объектов подписывайте с заглавной буквы.
9. Работа  должна  быть  выполнена  аккуратно  без грамматически  ошибок  (отметка  за  работу  может  быть  снижена  за небрежность и грамматические ошибки на один балл).
10. Помните:  работать  в  контурных  картах  фломастерами  и маркерами запрещено! Только простой или цветной карандаш.

Если у Вас есть вопросы по критериям оценивания письменных и устных работ учащихся, можете задать мне их в комментариях или оставить сообщение в электронном журнале.

Комментариев нет:

Отправить комментарий