Сегодня мы начнем подготовку к всероссийской проверочной работе по истории, познакомимся с типами заданий и вариантами их решения. Я хочу поделиться с вами материалами, которые подобрала для своих учеников по теме "Древний Шумер".
Задание 1. Работа с изобразительными историческими источниками.
В первом задании ребятам предлагается соотнести 4 изображения с четырьмя предложенными темами.
Как видите, изображения черно-белые, и не всегда четкие. Но, тем не менее, узнаваемые. Для древних шумеров характерным было изображение человека с крупными, яркими глазами. В данном случае очевидно, что рисунок №1 соответствует теме Шумерские города-государства. Кроме того, часто в заданиях встречаются глиняные таблички с клинописными знаками. Приведу несколько примеров изобразительных источников, относящихся к нашей теме.
Золотая голова быка из Ура, 3 тыс. до н.э. |
Статуэтки из глины |
Клинопись |
Голова правителя Лагаша Гудеа |
Статуя молящегося сановника, 3 тыс. до н.э. |
Зиккурат в Уре |
Во втором задании необходимо по отрывку из текста определить, к какой из заданных тем он относится. Примеры текстов по Древнему Шумеру:
Текст №1. "В городе Уруке жил некогда царь Гильгамеш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкиду - полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далекие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал Гильгамеш: "Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?" Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамеш уснул, подкралась змея и проглотила её. Недоступно людям бессмертие". (Речь идет о памятнике шумерской литературы "Эпосе о Гильгамеше").
Текст №2.О всё видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о всё проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принёс нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнёс Урук ограждённый,
Светлый амбар Эаны священной.
(Отрывок из "Эпоса о Гильгамеше", упоминание города Урук - подсказка для ученика).
Текст №3.
Охотник отправился к Гильгамешу,
Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,
Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:
«Некий есть муж, что из гор явился,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки!
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьём к водопою теснится,
Постоянно шаги направляет к водопою.
Боюсь я его, приближаться не смею!»
(Упоминание Гильгамеша и Урука).
Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,
Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:
«Некий есть муж, что из гор явился,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки!
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьём к водопою теснится,
Постоянно шаги направляет к водопою.
Боюсь я его, приближаться не смею!»
(Упоминание Гильгамеша и Урука).
Текст №4.
Доброму богу морской пучины и разума Эа — давнему другу и покровителю людей — не понравилось задуманное богами злое дело. Эа стал помогать людям. Он спас их от засухи, от голода, а потом предупредил благочестивого и мудрого Ут-Напиштима о грозящем наводнении. Он перенёсся в Шуруппак, подкрался к хижине Ут-Напиштима и дуновением ветра прошептал:
— Слушай, хижина! Стена, запомни!Шуруппакиец, сын Убар-Туту!
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство призри, спасай свою душу!
(Эа - шумерский бог, используются шумерские имена и названия).
Задание 3. Объяснение смысла понятий, терминов.
В этом задании учащимся предлагается выбрать одну из четырех тем и из перечня слов (словосочетаний), выбрать то, которое относится к этой теме. А затем, нужно объяснить смысл этого слова (словосочетания). Какие же слова можно отнести к теме Шумерские государства?
Гильгамеш - легендарный царь, который жил в городе Уруке, герой древних шумерских сказаний, победивший страшного льва, подружившийся с могучим Энкиду (полузверем-получеловеком), пытавшийся найти бессмертие.
Двуречье - страна Древнего мира, располагавшаяся в Западной Азии между двумя реками - Тигром и Ефратом, там появились шумерские города-государства.
Зиккураты - высокие ступенчатые башни, возведенные жителями шумерских городов в честь богов.
Клинопись - особая письменность в Междуречье, состоящая из клинообразных значков. Их писали заостренной палочкой на глиняных табличках.
Задание 4. Рассказ о событиях древней истории.
В четвертом вопросе из списка событий (явлений, процессов) необходимо выбрать то событие, которое относится к теме Шумерские города-государства и рассказать об этом событии (явлении, процессе).
Строительство городов из глиняных кирпичей - в Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, поэтому все здания сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошился, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, чтобы поверху могла проехать повозка.
Обучение клинописи - в Древнем Двуречье для того, чтобы научиться писать, нужно было много лет посещать школу писцов. В клинописи несколько сотен знаков, которые обозначают как целые слова, так и сочетания некоторых звуков. Уроки в школе продолжались от восхода до заката солнца. Мальчики переписывали древние мифы и сказания, труды ученых-звездочетов и законы царей. Во главе школы был "отец школы", а учеников называли "сыновьями школы". Был и "человек с палкой", он следил за дисциплиной и усердием учеников.
Письмо на глиняных табличках - раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи. Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, но иногда такие значки употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов.
Обучение клинописи - в Древнем Двуречье для того, чтобы научиться писать, нужно было много лет посещать школу писцов. В клинописи несколько сотен знаков, которые обозначают как целые слова, так и сочетания некоторых звуков. Уроки в школе продолжались от восхода до заката солнца. Мальчики переписывали древние мифы и сказания, труды ученых-звездочетов и законы царей. Во главе школы был "отец школы", а учеников называли "сыновьями школы". Был и "человек с палкой", он следил за дисциплиной и усердием учеников.
Письмо на глиняных табличках - раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи. Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, но иногда такие значки употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов.
Страна двух рек - между двумя большими реками - Евратом и Тигром - находится страна, которая называется Двуречье, или Междуречье. Почвы в Южном Двуречье очень плодородны. Реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь примерно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.
Задание 5. Использование исторической карты.
Задание звучит так: "Заштрихуйте на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме". Где же располагалось государство шумеров?
Задание 5. Использование исторической карты.
Задание звучит так: "Заштрихуйте на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме". Где же располагалось государство шумеров?
На карте находим Аравийское море, затем Персидский залив, видим 2 реки - Тигр и Евфрат и эту область заштриховываем.
Данная область заштриховывается так же, если речь идет о Вавилонском царстве и Ассирии.
Задание 6. Описание условий и образа жизни людей в древности.
При ответе на 6 вопрос необходимо используя знания исторических фактов, объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей это страны. Для подготовки ребят по этой теме я сделала небольшую презентацию.
На этом задания первой части всероссийской проверочной работе заканчиваются. Вторая часть касается краеведения, поэтому её мы будем рассматривать отдельно.
P.s.: а если вы загляните сюда, то сможете пройти небольшой тест по теме, которую мы сегодня разобрали.
Использованы материалы сайта Решу ВПР и сборника Чернышевой О.А. "История. 5 класс. ВПР. 15 тренировочных вариантов: учебно-методическое пособие" (2018 г.).
Данная область заштриховывается так же, если речь идет о Вавилонском царстве и Ассирии.
Задание 6. Описание условий и образа жизни людей в древности.
При ответе на 6 вопрос необходимо используя знания исторических фактов, объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей это страны. Для подготовки ребят по этой теме я сделала небольшую презентацию.
На этом задания первой части всероссийской проверочной работе заканчиваются. Вторая часть касается краеведения, поэтому её мы будем рассматривать отдельно.
P.s.: а если вы загляните сюда, то сможете пройти небольшой тест по теме, которую мы сегодня разобрали.
Использованы материалы сайта Решу ВПР и сборника Чернышевой О.А. "История. 5 класс. ВПР. 15 тренировочных вариантов: учебно-методическое пособие" (2018 г.).
Спасибо, очень помогло!)
ОтветитьУдалитьDid you hear there's a 12 word phrase you can speak to your crush... that will trigger intense feelings of love and instinctual appeal for you buried inside his chest?
ОтветитьУдалитьBecause hidden in these 12 words is a "secret signal" that triggers a man's instinct to love, please and guard you with all his heart...
12 Words Will Trigger A Man's Desire Impulse
This instinct is so built-in to a man's brain that it will make him work better than ever before to take care of you.
Matter-of-fact, triggering this dominant instinct is absolutely important to getting the best ever relationship with your man that the moment you send your man one of these "Secret Signals"...
...You will immediately notice him expose his mind and soul for you in such a way he's never expressed before and he'll see you as the only woman in the universe who has ever truly fascinated him.
аыавыв
ОтветитьУдалитьНе балуйтесь
УдалитьЭмм ничего непомогло
ОтветитьУдалить