Сегодня много говорится о личностно-ориентированном образовании, индивидуальных образовательных траекториях и т.д. Многие учителя, слыша об этом, говорят: "Это невозможно, когда у тебя в классе 30 человек сидит, а на урок всего 40 минут отводится!" Ни для кого не секрет, что большинство уроков происходит по схеме - повторение домашнего задания, объяснение учителем новой темы, вопросы на закрепление. И совершенно естественно, что направлена эта схема на большинство учащихся в классе - середнячков. А вот более сильным учащимся это кажется скучным, их вопросы остаются без внимания, возможности высказаться они не получают; а более слабые - не успевают усваивать материал. В итоге и те, и другие, начинают заниматься своими делами на уроке, интерес к предмету пропадает. Как угодить всем? Выход есть - дифференцированное (разноуровневое) обучение!
Что такое дифференцированное обучение?
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, имеющих схожие уровни сформированности общеучебных умений, способностей или интересов. Принцип дифференциации обучения - создание равных условий учащимся с разными способностями для ситуации успеха.
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который необходимо достичь;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню обучающийся, должна быть открытой (учащиеся информируются о критериях, результате, который должен получить).
Какие бывают уровни?
Выделяют, как правило три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый). Усвоение материала происходит на следующих уровнях:
I уровень - овладение содержанием учебного материала (запомнил, воспроизвел, соотнес с предыдущим материалом);
II уровень - понимание (объяснил, аргументировал, интерпретировал, прокомментировал);
III уровень - применение (по эталону, в схожей или измененной ситуации);
IV уровень - обобщение, систематизация (анализ - выделил части из целого; выводы - образовал новое целое);
V уровень - оценка (определил ценность и значение изученной информации).
При организации технологии уровневой дифференциации необходимо свести до минимума фронтальные формы работы. Самостоятельная работа школьников организуется на различных уровнях: 1) самостоятельного усвоения, 2) с помощью одноклассников или учителя. Наиболее эффективны парные и групповые формы работы. Ну и не забываем о мотивации познавательной деятельности.
Как дифференцировать учащихся?
Если вы не первый день работаете в классе, то без труда сможете выделить для себя сильных, слабоуспевающих и середнячков. Но основой всех современных образовательных технологий является сотрудничество с учащимися, так что они сами должны выбрать для себя уровень усвоения учебного материала (но не ниже требований стандарта). В начале занятия неплохо протестировать учащихся и дать им возможность самим оценить свои силы. Организовать группы можно по-разному:
смешанные - состоящие из учащихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей;
гомогенные - состоящие из учащихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей.
Можно также провести дифференциацию по количеству учащихся, вовлеченных в деятельность (фронтальная, групповая, индивидуальная).
Как реализовать технологии дифференцированного обучения?
Н.И. Шевченко выделяет четыре этапа организации и проведения технологии разноуровнего обучения:
1. Исходный (учащимся сообщаются цели занятия, создается мотивация, проводится вводный контроль).
2. Этап усвоения новых знаний на основе самостоятельной работы по уровневым заданиям (учитель обобщенно объясняет новый материал и раздает разноуровневые задания; работа организуется индивидуальной, в парах или в группах).
3. Этап закрепления изученной темы (задания для само- и взаимопроверки, самоконтроля).
4. Этап подведения итогов (контрольное тестирование, учащиеся оценивают свою работу).
Теперь рассмотрим реализацию технологии дифференцированного обучения на простом примере. Урок по обществознанию в 9 классе по теме "Политический режим". В начале урока сообщаете учащимся о целях занятия и озвучиваем предполагаемый конечный результат и критерии оценивания (хорошо если уровни, требования и критерии будут написаны на доске); устраиваем блиц-опрос ключевых и опорных понятий. Далее учащиеся определяются с уровнем, на котором они будут работать. Группе сильных учащихся (продвинутый уровень) можно сразу дать задание для самостоятельного изучения темы, к примеру: сравнить тоталитарный, авторитарный и демократический режимы и представить данные в таблице, привести примеры из истории. Для остальных учащихся кратко обозначить содержание темы. Группе слабоуспевающих учащихся (базовый уровень) дайте задание на усвоение ключевых понятий и новых терминов: выписать определения и предложения из текста параграфа, в которых употребляются новые слова или словосочетания. С середнячками (программный уровень) можно продолжить работу сообща в форме лекции, работы по учебнику и т.д. В конце занятия предложите учащимся решить тесты различного уровня сложности, после выполнения пусть учащиеся в парах обменяются работами и проверят друг у друга тесты, оценят друг друга и себя.
Технология разноуровнего (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне. А еще (из личных наблюдений), с дисциплиной на уроке, где применяется данная технология, проблем не возникает. Удачи всем в освоении современных образовательных технологий!
Комментариев нет:
Отправить комментарий