среда, 5 декабря 2012 г.

Контурные карты

Помнится мне, что в школе я не очень любила работать с контурными картами по истории и географии. Сейчас то я понимаю - дело было в том, что нам толком не объясняли и не учили как с ними работать, а сами мы во всем разобраться не могли. Когда я пришла работать в школу, мне дали 8-е классы, которые уже овладели этими навыками, а вот в этом году пятиклашек приходится учить мне. В рабочих тетрадях у детей есть задания к примитивным контурным картам, но я считаю, что для 5-го класса их достаточно, поэтому отдельно атласов с контурными картами у нас нет. Но я планирую практиковать такой вариант: по мере необходимости давать индивидуальные задания на распечатанных картах (скачать можно здесь).
А сейчас хочу поделиться правилами работы с контурными картами:
1. На контурной карте записывайте задание, данное учителем.
2. При выполнении задания обязательно пользуйтесь атласом и учебником.
3. Работайте цветными карандашами. Территории закрашивайте ровными, бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и подписи.
4. Перед началом работы продумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете названия государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.
5. Выбранные обозначения укажите в условных знаках — специально отведенном для этого месте.
6. Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначьте их цифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.
7. Объекты нужно наносить на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии.
8. Помни, что важна аккуратность.
Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения,
о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях
в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.
Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи – важнейшее событие.
Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.

8 комментариев:

  1. Добрый вечер, Юлия Александровна! Спасибо за пост, говорю Вам не как учитель, а как мама ученика 8 класса. Мне очень часто приходится делать карту за него, и я тоже ой как не люблю с ними возиться. У меня еле-еле хватает терпения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и меня раздирают противоречия: сама их не люблю, но понимаю, что без контурных карт не обойтись. Желаю Вам и Вашему ребенку терпения в работе с контурными картами и заслуженных "пятерок"!:)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Юлия Александровна!
    У Вас интересный и очень полезный блог. Разрешите поинтересоваться: у Вас в блоге возле адреса сверху установлена иконка-символ конкурса "Учитель года"... Недавно данный вопрос поднимался здесь (http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2012/12/blog-post.html).
    Если не секрет, почему Вы поставили эту иконку? Ваш блог целиком посвящён данному конкурсу?
    С нетерпением буду ждать Ваш ответ.
    Спасибо.

    С уважением, Казанцева Лилия Павловна, председатель Совета Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за приятный отзыв о моем блоге!
      По поводу иконки - для меня это тоже символ того, к чему я стремлюсь в ближайшее время, а именно - успешно участвовать в конкурсе "Учитель года города Краснодара". К сожалению, в этом году участвовать не получится, так как защищаю магистерскую диссертацию и сдаю гос. экзамены совсем скоро. Ни в коей мере не хотела ущемить чувства участников конкурса этой иконкой. Если использовать этот символ запрещено на ресурсах, не имеющих отношение к конкурсу - заменю, хоть и будет обидно.

      Удалить
    2. Юлия Александровна.
      Спасибо за честный ответ. Надеюсь, что по ссылке Вы прошли и мнение прочитали.

      Использовать этот символ не запрещено, об этом нигде не написано. К сожалению, такой символ на Вашем ресурсе может ввести в заблуждение Ваших читателей, ведь они могут подумать, что Вы имеете к конкурсу какое-то отношение...

      Но вот имеете ли Вы на это право? Ответьте на данный вопрос сами и примите верное (для Вас) решение.

      Искренне желаю Вам успехов в конкурсе "Лучший блогер-2012" и во всех профессиональных конкурсах.

      С уважением, Казанцева Лилия Павловна, председатель Совета Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара".

      Удалить
    3. Спасибо за пожелания, Лилия Павловна! Подумаю, может заменю значок чем то не менее символичным. Вам тоже желаю успехов во всех Ваших начинаниях!

      Удалить
  3. А я любила в детстве работать с контурными картами,мне было интересно, может потому что любила и историю, и географию.Я думаю, когда дети научатся работать с контурными картами, то им тоже будет нравится выполнять задания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже на это надеюсь, поэтому буду стараться привить им навыки работы с картами и любовь к моему предмету и этому виду учебной деятельности.

      Удалить