четверг, 18 октября 2012 г.

Выступление на семинаре для социальных педагогов

Вчера я выступала на семинаре для социальных педагогов города, организованном на базе МБОУ СОШ №101 центром диагностики и консультирования "Детство". Публикую мое выступление на тему "Опыт МБОУ СОШ №89 по формированию правовых знаний учащихся как одной из форм профилактики безнадзорности и правонарушений".


Я не буду утомлять вас теорией и говорить о том, насколько важно формировать правовые знания учащихся с целью профилактики безнадзорности и правонарушений. Это и так понятно. Я расскажу о том, как мы эти знания формируем.
Формирование правовой культуры в нашей школе является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе, так как для развития этого направления сложились определенные условия. Самое главное – достаточно большое методическое объединение учителей истории обществознания (нас 6 человек). К тому же есть в школе и просто заинтересованные в этом педагоги.
Уже в рамках уроков обществознания (начиная с 6 класса) теме социальных, моральных и правовых норм уделяется большое значение. Учителя стараются задействовать современные образовательные технологии при изучении данных тем для лучшего усвоения их учащимися. Дискуссии, диспуты, разработка и защита проектных работ – неотъемлемая часть занятий, на которых закладываются основы правовой культуры. Например, в прошлом учебной году учащиеся 9 класса в качестве проектной работы подготовили для 3-4 классов несколько юмористических сценок под общим названием «Не бывает прав без обязанностей», в которых они пояснили некоторые статьи второй главы Конституции РФ («Права и свободы человека»). Тем самым они и сами закрепили материал, отработали его на практике и просветили малышей.
Конечно, формирование правовых знаний учащихся не ограничивается уроками обществознания. Регулярно публикуются материалы на правовую тематику в доступных нам средствах массовой информации – на школьном сайте и в школьной газете «Большая перемена» (начиная с разъяснения основных положений законов, заканчивая практическими советами для учащихся, например, как вести себя с сотрудниками полиции при задержании). Но все мы знаем, что наши дети значительное количество времени проводят в социальных сетях, поэтому этот ресурс мы тоже используем. На публичной странице школы учащимся даются развивающие задания, разворачиваются дискуссии, проводятся опросы, в которых они охотно участвуют.
Опять же с помощью методического объединения учителей истории и обществознания активно проходит тематическая неделя «Подросток и закон». В рамках этой недели прошла пресс-конференция «Защита прав детей в Краснодарском крае», на которой в качестве интервьюируемых экспертов и журналистов выступали сами учащиеся. Так же старшеклассниками был проведен опрос среди учащихся среднего и старшего звена, в котором были выявлены основные вопросы по правовому статусу подростков, интересующие детей. В течение весенних каникул инициативная группа учащихся с помощью Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса РФ и других документов составила ответы на эти вопросы и разместила их на стенде «Забота о детях».
Уже традиционной стала акция «Закон на защите детства», проводимая накануне летних каникул. Целью этой акции является профилактика нарушения Закона Краснодарского края №1539-КЗ. В этом году акцию организовали учащиеся, пребывающие в лагере труда и отдыха на базе школы. И коснулась она не только учащихся школы, но и жителей микрорайона «Юбилейный». Дети раздавали листовки с напоминанием о действии закона, расклеивали их на досках объявлений и проводили социологический опрос среди детей и родителей.
Традиционной формой правового воспитания являются регулярные лекции, беседы сотрудников прокуратуры и полиции с учащимися. А, например, старший прокурор кассационного отдела прокуратуры Краснодарского края Украинова Ирина Сергеевна согласилась с нами поиграть в игру «Сто вопросов взрослому». Вопросы придумывали заранее, и на ходу. Получилось очень живо и интересно.
Ну и в этом году ставку в правовом воспитании мы делаем на учащихся младшего и среднего звена. Проводим анкетирования, тренинги, игры, развивающие занятия, формирующие активную гражданскую позицию, правовую культуру, умение высказывать и отстаивать свое мнение.
О результативности работы в данном направлении говорит отсутствие преступлений, совершенных учащимися школы за последние 2 года и снижение количества нарушивших закон Краснодарского края №1539-КЗ. А также успешное выступление наших учащихся в краевом конкурсе "Я выбираю ответственность",  в брейн-ринге по избирательному праву и других конкурсах.

4 комментария:

  1. И когда ты только все успеваешь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. на самом деле, к сожалению, не все успеваю:( вот этот семинар например был в ущерб моим урокам...

      Удалить
  2. Надежда Сергеевна (гимназия №209, СПб)20 октября 2012 г., 19:22

    очень активные в вашей школе учителя истории и обществознания!!! может есть идеи по формированию правовых знаний у первоклассников?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Могу посоветовать использовать методику правового воспитания учащихся начальных классов через примеры из сказок. В ближайшее время постараюсь разметить здесь подборку материалов по этой теме.

      Удалить