среда, 17 сентября 2014 г.

Кубановедение: экологические проблемы Краснодарского края. 9 класс.

Уникальная природа Кубани - источник богатейших ресурсов для развития многоотраслевой экономики. В результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение окружающей среды.
К серьезным экологическим проблемам Краснодарского края относятся:
1) загрязнение природной среды пестицидами;
2) проблема утилизации твёрдых промышленных отходов;
3) выбросы в атмосферу токсичных веществ;
4) загрязнение водных ресурсов;
5) загрязнение почв;
6) кислотные дожди.
Факторов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, много, приостановить их воздействие возможно при организации и проведении комплекса природозащитных мероприятий. К основным из них следует отнести соблюдение зон санитарной охраны и вынесение объектов, оказывающих вредное влияние на окружающую среду, за пределы санитарной зоны; прекращение сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод; снижение загрязнений атмосферного воздуха от подвижных и стационарных источников; создание индустрии утилизации отходов; переход к малоотраслевым и безотходным технологиям производства.
В Краснодарском крае, как и в других регионах, создана система органов, занимающихся проблемами экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, эффективность их деятельности пока невысока.
Для решения экологических проблем необходимо принятие действенных мер. Экологи предлагают разработать и внедрить систему экологического страхования и экологического аудита (проверки). Экологическое страхование позволит предприятиям в случае аварийных нарушений природной среды покрывать свои расходы на её восстановление. Экологический аудит будет способствовать осуществлению полного контроля за действиями хозяйствующих субъектов на предмет соответствия технологических процессов экологическим нормам.
Кроме того, должна быть разработана система платежей в бюджет, которые направлялись бы на улучшение экологической ситуации. Размеры экологических штрафов и выплат должны быть адекватны причиненному ущербу. Их цель - стимулировать внедрение экологически чистых технологий, принятие мер по предотвращению техногенных аварий.
Необходимо развивать экологический туризм, привлекать дополнительные средства для развития особо охраняемых территорий (заповедников).
Экологические нарушения со стороны предприятий промышленности и сельского хозяйства часто носят вынужденный характер. Но всегда можно и должно свести к минимуму вредное влияние производства и хозяйственной деятельности человека на экосистемы.
Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, решительных органов власти, но и от общей экологической культуры населения, которая остается невысокой.
Воспитание экологической культуры - сложная задача, требующая системного решения. Поддерживая на словах идеи экологов, в повседневной жизни человек зачастую руководствуется совсем другими соображениями. Он может бездумно использовать природные ресурсы в своей трудовой деятельности, а в быту, стремясь уменьшить личные расходы, экономит на экологически чистых товарах.
Принцип "Не навреди!" так же верен в отношении к природе, как и в отношении к человеку. Поэтому очень важно с ранних лет учиться не только беречь, но и улучшать, обогащать природную среду.
Источник: Шаргородская Т.И. Вопросы обществознания в курсе кубановедения. Элективный курс: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - Краснодар: Перспективы образования, 2011.

Вопросы для обсуждения:
1. Какие органы власти, общественные и коммерческие организации Краснодарского края занимаются проблемами экологии и охраны окружающей среды? Какие краевые или городские программы действуют в этом направлении? Насколько они эффективны?
2. Какие меры должен принять каждый человек, организации и органы власти, чтобы сохранить природные богатства нашего края?
3. Подумайте, какое негативное воздействие оказывают на окружающую среду предприятия, на которых работают ваши родители? Можете обсудить вопрос с родителями или найти информацию в сети Интернет.

4 комментария:

  1. 2.Каждый человек должен бережно относиться к природным богатствам: не разводить костры в лесах, не засорять окружающую среду водоема мусором, стеклом, пластиком, сдавать приемные пункты батарейки, а органы власти должны обеспечить бесплатный прием этих вредных бытовых отходов в доступных местах.
    Позднякова Елена, 9 "Г" класс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, согласна с тобой полностью. Вот на днях узнала, что на вокзалах Краснодара установили контейнеры для сортировки мусора, это первый шажок к решению проблемы.

      Удалить
  2. Школьники могут оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных водоема.
    Необходимо очень экономично использовать подземные богатства. Когда полезные ископаемые перевозят, нужно следить за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, нефтепродукты не попадали в почву, в реки, озера, моря, так как в противном случае это может привести к загрязнению окружающей среды.
    Поверхность родного края надо охранять не менее тщательно, чем воду и воздух, растения и животных.
    Кантемирова Екатерина, 9 Г класс

    ОтветитьУдалить