понедельник, 30 ноября 2015 г.

Учимся составлять конспект

Составление конспекта - это форма работы с другими источниками, краткая запись содержания чего-либо. Конспект представляет собой выписки из текста, цитаты. При этом конспект - это не полное копирование чужого текста. Конспекты бывают разные: план-конспект, опорный конспект, схема, текстуальный конспект. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.  

Самым распространенным является текстуальный конспект. Он представляет собой последовательную запись текста параграфа или лекции.

Правила составления текстуального конспекта:
1. Прочтите текст целиком, определите его основную мысль.
2. Отметьте в тексте важные на ваш взгляд места, разделите текст на смысловые части.
3. Выпишите тезисы и цитаты, сопровождая их своими пометками и комментариями (если это необходимо).
4. Прочитайте конспект и обобщите смысл текста в 2-3 предложениях.

Текстуальный конспект по истории обязательно должен содержать записи:
  • основных событий в хронологической последовательности, 
  • имена исторических личностей с пояснениями (кем был указанный человек, какова его роль в описываемых событиях), 
  • новые понятия  с определениями.
Чтобы было удобно пользоваться конспектом необходимо использовать средства оформления:
  • делать заголовки и подзаголовки,
  • выделять новые понятия и даты другим цветом чернил или маркером,
  • заключать в рамочку наиболее важные сведения,
  • нумеровать страницы в тетради и делать оглавление.
Еще одним быстрым и удобным способом конспектирования является схема. Самые популярные виды - "генеалогическое древо" и "паучок". В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху - вниз» - от общего понятия к его частным составляющим. В схеме «паучок» записывается название темы или вопрос и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, можно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Правила составления конспекта-схемы:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, общие понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Заполните схему данными.

Удобный сервис для составления схем online

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Юлия Александровна!
    С огромным удовольствием прочитала Ваши рекомендации. И ведь они мне пригодятся!!! Так получается, что часто бываю на различных мероприятиях, много конспектирую, а в свете открытия блога нового проекта умение конспектировать стало ещё более нужным. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Рада, что и педагогам пригодятся мои рекомендации. А вообще необходимость написания этой статьи назрела после того, как я проверила конспекты детей. Многие просто переписывают всё подряд или не улавливают главную мысль текста. Так что в этой четверти усиленно учимся конспектировать))

      Удалить