понедельник, 2 апреля 2012 г.

Современные образовательные технологии: учебная дискуссия

Спросите себя: я вступаю с детьми в диалог или постоянно веду монолог? Нет, повторение домашнего задания диалогом не считается. 7 % учителей, поставив полемический вопрос, стремятся сами на него ответить, только 53% педагогов не против, когда учащиеся по ходу объяснения нового материала задают вопросы. 39% учителей не поощряют учащихся, которые вступают с ними в диалог. Ровно 50% отвечают сразу на реплики и вопросы учащихся, а 7% педагогов настолько увлекаются монологом, что им не хватает отведенного уроком времени, чтобы высказаться. А ведь диалоговые формы обучения являются наиболее эффективными для успешного развития ребенка. Диалог – это способ налаживания коммуникации, интеракции. Диалог – это средство обсуждения спорных вопросов и поиска новых решений. В процессе диалога формируется культура сотрудничества, столь востребованная в наше время.
Дискуссии, диспуты, дебаты – являются распространенными формами диалогового обучения в Европе и США. В России эта форма только лишь обретает популярность, но тем не менее, уже неплохо проработана технология дискуссии, определена ее структура, правила проведения, разработаны техники. Подробно технология учебной дискуссии описана Клариным М.В. в книге «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии». Примеры учебной дискуссии на уроках обществознания с использованием различных техник описаны в книге Шевченко Н.И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания». Поэтому на теории я останавливаться не буду.
Дискуссии можно использовать на уроках истории и обществознания хоть на каждом уроке. Зачастую, учителю даже не нужно «изобретать велосипед», придумывать тему для дискуссии. Она возникает сама собой там, где педагог поощряет диалоги, выслушивает мнения учащихся. Проблемные вопросы часто сформулированы авторами учебника. Задача педагога состоит в том, чтобы диалог не превратился в «базар». Для этого необходимо овладеть технологией учебной дискуссии.
Для примера возьмем урок в 9 классе «Семейные правоотношения», учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. В вводной части к параграфу 18 сформулирован проблемный вопрос: может ли семья существовать без брака, а брак – без семьи? (стр. 154). Активизируем деятельность учащихся на изучение данной темы, проведем в первой половине урока дискуссию, использую технику «Аквариум». Предлагаем классу разделиться на группы для обсуждения и вынесения аргументированного решения. Группа должна выбрать спикера, который озвучит мнение группы. На работу в группах отводится 3-4 минуты. Затем спикеры выходят в освобожденный центр (аквариум) и поочередно презентуют позицию своей группы. Группа не может открыто подсказывать спикеру во время обсуждения темы, но спикер может взять тайм-аут, чтобы посоветоваться с членами группы (при этом могут быть сняты баллы). Общее время обсуждения не должно превышать 10-12 минут, чтобы не ослабить интерес к теме. Учитель или экспертная группа (которая может быть выбрана заранее) подводит итоги, оценивает работу групп и спикеров. Характерной чертой учебной дискуссии является наличие модератора.
Функции модератора:
  • организует дискуссию и осуществляет общий контроль над ее ходом,
  • задает вопросы любой группы или зрителю и предлагает обсудить их с остальными участниками дискуссии,
  • следит за регламентом и вправе прервать выступающего, исчерпавшего время на выступление,
  • при нарушении правил дискуссии делает замечания или лишает выступающего слова на определенное время, штрафует,
  • не принимает участия в дискуссии,
  • не вмешивается в содержательную сторону дискуссии,
  • подводит итог дискуссии на основе результатов экспертизы.
Если дискуссия проводится впервые, то модератором может быть учитель, а впоследствии это могут быть наиболее авторитетные и подготовленные учащиеся.
Проводя дискуссию впервые, примите с классом свои собственные правила проведения дискуссии, обязательно включив такие пункты как строгое соблюдение регламента и этических норм.
Дискуссия стимулирует активность и инициативность учащихся, позволяет им высказать свое мнение и учит слушать и принимать мнения других людей, развивает критическое мышление и рефлексию.

2 комментария:

  1. А как насчет организации дискуссии на базе блога? Почему бы не поднять определённую тематику в статье, назначить учащимся время обсуждения и вести диалог в комментариях. А модератором в данном случае будет выступать автор блога.
    Как Вы на это смотрите? Если положительно - ждём в БЛОГОСФЕРЕ статьи на тему: "Дискуссия на базе блога".

    ОтветитьУдалить