воскресенье, 4 ноября 2018 г.

ВПР по истории, 5 класс. Древний Шумер.

Сегодня мы начнем подготовку к всероссийской проверочной работе по истории, познакомимся с типами заданий и вариантами их решения. Я хочу поделиться с вами материалами, которые подобрала для своих учеников по теме "Древний Шумер". 

Задание 1. Работа с изобразительными историческими источниками.
В первом задании ребятам предлагается соотнести 4 изображения с четырьмя предложенными темами.
Как видите, изображения черно-белые, и не всегда четкие. Но, тем не менее, узнаваемые. Для древних шумеров характерным было изображение человека с крупными, яркими глазами. В данном случае очевидно, что рисунок №1 соответствует теме Шумерские города-государства. Кроме того, часто в заданиях встречаются глиняные таблички с клинописными знаками. Приведу несколько примеров изобразительных источников, относящихся к нашей теме.
Золотая голова быка из Ура, 3 тыс. до н.э.
Статуэтки из глины
Клинопись
Голова правителя Лагаша Гудеа
Статуя молящегося сановника, 3 тыс. до н.э.
Зиккурат в Уре
Задание 2. Поиск информации в отрывках исторических текстов.
Во втором задании необходимо по отрывку из текста определить, к какой из заданных тем он относится. Примеры текстов по Древнему Шумеру:
Текст №1. "В городе Уруке жил некогда царь Гильгамеш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкиду - полузверя-получеловека. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамеш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далекие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал Гильгамеш: "Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?" Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамеш уснул, подкралась змея и проглотила её. Недоступно людям бессмертие". (Речь идет о памятнике шумерской литературы "Эпосе о Гильгамеше").
Текст №2.
О всё видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о всё проницавшем:
Сокровенное видел он, тайное ведал,
Принёс нам весть о днях до потопа,
В дальний путь ходил, но устал и смирился,
Рассказ о трудах на камне высек,
Стеною обнёс Урук ограждённый,
Светлый амбар Эаны священной.
(Отрывок из "Эпоса о Гильгамеше", упоминание города Урук - подсказка для ученика).
Текст №3.
Охотник отправился к Гильгамешу,
Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,
Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:
«Некий есть муж, что из гор явился,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки!
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьём к водопою теснится,
Постоянно шаги направляет к водопою.
Боюсь я его, приближаться не смею!»
(Упоминание Гильгамеша и Урука).
Текст №4.
Доброму богу морской пучины и разума Эа — давнему другу и покровителю людей — не понравилось задуманное богами злое дело. Эа стал помогать людям. Он спас их от засухи, от голода, а потом предупредил благочестивого и мудрого Ут-Напиштима о грозящем наводнении. Он перенёсся в Шуруппак, подкрался к хижине Ут-Напиштима и дуновением ветра прошептал:
— Слушай, хижина! Стена, запомни!
Шуруппакиец, сын Убар-Туту!
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство призри, спасай свою душу!
(Эа - шумерский бог, используются шумерские имена и названия).

Задание 3. Объяснение смысла понятий, терминов.
В этом задании учащимся предлагается выбрать одну из четырех тем и из перечня слов (словосочетаний), выбрать то, которое относится к этой теме. А затем, нужно объяснить смысл этого слова (словосочетания). Какие же слова можно отнести к теме Шумерские государства?
Гильгамеш - легендарный царь, который жил в городе Уруке, герой древних шумерских сказаний, победивший страшного льва, подружившийся с могучим Энкиду (полузверем-получеловеком), пытавшийся найти бессмертие.
Двуречье - страна Древнего мира, располагавшаяся в Западной Азии между двумя реками - Тигром и Ефратом, там появились шумерские города-государства.
Зиккураты - высокие ступенчатые башни, возведенные жителями шумерских городов в честь богов.
Клинопись - особая письменность в Междуречье, состоящая из клинообразных значков. Их писали заостренной палочкой на глиняных табличках.

Задание 4. Рассказ о событиях древней истории.
В четвертом вопросе из списка событий (явлений, процессов) необходимо выбрать то событие, которое относится к теме Шумерские города-государства и рассказать об этом событии (явлении, процессе).
Строительство городов из глиняных кирпичей - в Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, поэтому все здания сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого - деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожженный кирпич легко крошился, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, чтобы поверху могла проехать повозка.
Обучение клинописи - в Древнем Двуречье для того, чтобы научиться писать, нужно было много лет посещать школу писцов. В клинописи несколько сотен знаков, которые обозначают как целые слова, так и сочетания некоторых звуков. Уроки в школе продолжались от восхода до заката солнца. Мальчики переписывали древние мифы и сказания, труды ученых-звездочетов и законы царей. Во главе школы был "отец школы", а учеников называли "сыновьями школы". Был и "человек с палкой", он следил за дисциплиной и усердием учеников.
Письмо на глиняных табличках - раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанные таблички обычно обжигались в печи. Клинообразные значки - это особое письмо Двуречья, клинопись. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, но иногда такие значки употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов.
Страна двух рек - между двумя большими реками - Евратом и Тигром - находится страна, которая называется Двуречье, или Междуречье. Почвы в Южном Двуречье очень плодородны. Реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь примерно в то же время, что и в долине Нила, - более пяти тысяч лет назад.

Задание 5. Использование исторической карты.
Задание звучит так: "Заштрихуйте на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме". Где же располагалось государство шумеров? 
На карте находим Аравийское море, затем Персидский залив, видим 2 реки - Тигр и Евфрат и эту область заштриховываем.
Данная область заштриховывается так же, если речь идет о Вавилонском царстве и Ассирии.

Задание 6. Описание условий и образа жизни людей в древности.
При ответе на 6 вопрос необходимо используя знания исторических фактов, объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей это страны. Для подготовки ребят по этой теме я сделала небольшую презентацию.



На этом задания первой части всероссийской проверочной работе заканчиваются. Вторая часть касается краеведения, поэтому её мы будем рассматривать отдельно.

P.s.: а если вы загляните сюда, то сможете пройти небольшой тест по теме, которую мы сегодня разобрали.

Использованы материалы сайта Решу ВПР и сборника Чернышевой О.А. "История. 5 класс. ВПР. 15 тренировочных вариантов: учебно-методическое пособие" (2018 г.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий